Хамон
Хамон — видимая линия зонной закалки, определяет настоящий японский меч от всех остальных.
Мечи после окончательного отпуска показывают различные типы кристаллизации на линии хамона. Называется эти кристаллические структуры Nie и Nioi, это в основном кристаллы, которые состоят либо из мартенсита, либо из троостита. Линия закаливания или Хамон состоит из этих двух типов структур. Как правило, Nie представляет собой более крупное кристаллическое образование и легко видно невооруженным глазом. Nioi намного меньше и выглядит более «туманным», но все еще хорошо различим. Чем ярче хамон, тем лучше меч.
Существует много известных видов хамона, но в основном они являются подвидами двух основных - прямой (suguha) и волнообразные (midare). Все остальные - это вариации, вытекающие из двух основных.
Прямые линии с небольшими волнами часто называют “sugu-ko midare”, это в основном прямой хамон с midare. В одном мече иногда сочетаются 2-3 вида хамона.
У хорошо сделанных японских мечей также есть так называемый «hataraki» или особый рисунок внутри хамона. Клинки, которые состоят в основном из nie, называются «nie-deki», а те, которые состоят из nioi, называются «nioi deki». Размер, толщина, яркость является признаком того, что производство меча было правильным. Точно контролируемый хамон показывает качество хорошо закаленного клинка и умение кузнеца. Когда на хорошо отполированный меч под определенным углом направляют свет, хамон должен сразу стать заметным. Японский меч, а также японское фехтование часто описывались как «жестокая красота».
Виды хамона
Suguha (прямой) - используется с начала производства японского меча до сегодняшнего времени. Используется всеми пятью основными школами (Gokaden) в различных вариациях.
Midare- период Хэйан (с 794 по 1185 год) до сегодняшнего дня. Ko-midare, choji midare, notare midare, дикий мидаре, O midare, hako midare, sudare midare, doran gunome midare, yahazu midare, mimigata midare amd hitatsura midare.
Choji (в виде гвоздики) - используется от позднего периода Хэйан до сегодняшнего дня. Большое разнообразие. Juka choji, kawazuku choji, saka choji - это лишь некоторые из разработанных вариаций.
Gunome - применялся в период Камакура (с 1185 по 1333 год), но в период синтоизма были разработаны различные варианты оригинального дизайна, особенно хамона gunome doran, используемого Осакской школой кузнеца Сукэхиро. MAGOROKU KANEMOTO произвел sanbon sugi (3 cedar zig-zag) gunome хамон, известный своей остротой в период Муромати (1336 — 1573 г.г.).
Notare (волна в волне) - используется от позднего периода Камакура до сегодняшнего дня, но ko-notare был замечен в более ранние периоды. Школа Soshu была хорошо известна тем, что использовала этот рисунок.
Hitatsura - Использовался в период позднего Камакура в школе Сошу, но стал популярным в период Муромачи. Редко наблюдается в позднем синтоистском и синсинто периоде, еще реже во время периода Gendaito.
Sudare / Kikusui ba (побеги бамбука /хризантема в реке) - разработано в синтоистский период, а небольшая группа людей сохранила этот стиль хамона в течение периода Синсинто. Школа Киото или Осака.
Фудзияма (гора Фудзи) - Разработан из notare midare с gunome внутри хамона. Изменен позднее в синтоистский период (1600-е годы), чтобы быть похожим на гору Фудзи. Популярный также в период Shinshinto, редко встречается начиная с 1900-х годов.
Во многих практических ситуациях выгоднее иметь более твердую режущую кромку, «поддерживаемую» более мягким «основанием» в ноже. Таким образом, вы получаете преимущества в виде хорошего удержания остроты кромки, и прочностью более мягкой области клинка. В длинной и изящной форме японского меча это может показаться очевидным, но то же самое справедливо и для остальных западных ножей. Популярность хамона на не японских клинках сегодня обусловлена визуальным эффектом линии зонной закалки.
Хамон на западных ножах демонстрирует готовность со стороны производителя вкладывать время и энергию в производство.
Изготовление хамона - это не просто добавление глины к клинку, это понимание используемой стали, температуры и времени, необходимых для достижения вашей цели, а также количества и структуры глины, за которым вы находитесь, тонкого процесса нагрева...
Хамон может быть волнистым или волнистым с любым количеством фигур. Какая бы ни была форма, она должна быть хорошо сформирована, «прозрачна» и «не ломана».